verbarium: (Знамя Дхаммы)
[personal profile] verbarium
.
Сегодня праздник Весак, день полнолуния лунного месяца Висакха, в который родился, достиг Пробуждения и ушел в Париниббану Будда Готама. Это священный праздник для всех буддистов. Я отметил его хорошей медитацией и переводом одной из величайших сутт, сутты № 63 из Шестой книги Ангуттара Никаи. Даже простое чтение этой сутты воспламеняет и радует разум. Следовать ее наставлениям - блаженство. С праздником.

AN 6:63: ПРОНИКАЮЩЕЕ


"Бхиккху, я буду учить вас проникающему изложению (объяснению) Дхаммы. Слушайте и внимайте пристально. Я буду говорить ".

"Да, Бханте", — ответили те бхиккху. Благословенный сказал следующее:

"А что, бхиккху, есть это проникающее изложение Дхаммы?

(1) Чувственные удовольствия должны быть поняты; источник и происхождение чувственных удовольствий должны быть поняты; многообразие (разнородность) чувственных удовольствий должно быть понято; результат чувственных удовольствий должен быть понят; прекращение чувственных удовольствий должно быть понято; путь, ведущий к прекращению чувственных удовольствий должен быть понят.

(2) Ощущения должны быть поняты; источник и происхождение ощущений должны быть поняты; многообразие ощущений должно быть понято; результат ощущений должен быть понят; прекращение ощущений должно быть понято; путь, ведущий к прекращению ошущений должен быть понят.

(3) Восприятия должны быть поняты; источник и происхождение восприятий должны быть поняты; многообразие восприятий должно быть понято; результат восприятий должен быть понят; прекращение восприятий должно быть понято; путь, ведущий к прекращению восприятий должен быть понят.

(4) Асавы (загрязняющие пятна, "червоточины") должны быть поняты; источник и происхождение асав должны быть поняты; многообразие асав должно быть понято; результат асав должен быть понят; прекращение асав должно быть понято; путь, ведущий к прекращению асав, должен быть понят.

(5) Камма должна быть понята; источник и происхождение каммы должны быть поняты; многообразие каммы должно быть понято; результат каммы должен быть понят; прекращение каммы должно быть понято; путь, ведущий к прекращению каммы, должен быть понят.

(6) Страдание должно быть понято; источник и происхождение страдания должны быть поняты; многообразие страдания должно быть понято; результат страдания должен быть понят; прекращение страдания должно быть понято; путь, ведущий к прекращению страдания должен быть понят.

(1) Когда было сказано: ’Чувственные удовольствия должны быть поняты; источник и происхождение чувственных удовольствий должны быть поняты; многообразие чувственных удовольствий должно быть понято; результат чувственных удовольствий должен быть понято; прекращение чувственных удовольствий должно быть понято; путь, ведущий к прекращению чувственных удовольствий, должен быть понят’, по какой причине это было сказано?

Существуют, бхиккху, эти пять объектов чувственного удовольствия: формы (рупа), познаваемые глазом, которые являются желанными, приятными и привлекательными, связанными с чувственным удовольствием и распаляющими [вожделение]; звуки познаваемые ухом, которые являются желанными, приятными и привлекательными, связанными с чувственным удовольствием и распаляющими [вожделение]; запахи, познаваемые носом, которые являются желанными, приятными и привлекательными, связанными с чувственным удовольствием и распаляющими [вожделение]; вкусы, познаваемые языком, которые являются желанными, приятными и привлекательными, связанными с чувственным удовольствием и распаляющими [вожделение]; осязаемые объекты, познаваемые телом, которые являются желанными, приятными и привлекательными, связанными с чувственным удовольствием и распаляющими [вожделение]. Однако они не являются чувственными удовольствиями; в Винае (Дисциплинарном кодексе) Благородного (Ария) они называются ’объектами чувственного удовольствия’. [Ибо] чувственным удовольствием субъекта (личности) является [его] чувственное намерение, [его стремление вожделения].

[Стихи:] Эти привлекательные вещи мира не являются чувственными удовольствиями:
Чувственное удовольствие стремящегося к нему есть [лишь его] чувственное намерение;
Притягательные [для существ] вещи остаются [всегда] такими же какие они есть мире, [независимо от прикосновения к ним чувственным вожделением];
Мудрые оставляют стремление к ним.

А, что, бхиккху, является источником и происхождением чувственных удовольствий? Контакт является источником и происхождением чувственных удовольствий.

А что является многообразием чувственных удовольствий? Чувственное желание форм есть одна вещь, чувственное желание звуков есть другая [вещь], чувственное желание запахов есть третья [вещь], чувственное желание вкусов есть четвертая [вещь], чувственное желание осязаемых объектов есть пятая [вещь]. Это называется многообразием (разнородностью) чувственных удовольствий.

А что является результатом чувственных удовольствий? Некто, [стремясь к удовольствиям], продуцирует индивидуальное существование, которое соответствует тому или иному [преобладающему чувственному удовольствию], которого он желает и которое может быть следствием или заслуги, или не-заслуги. Это называется результатом чувственных удовольствий.

А что является прекращением чувственных удовольствий? С прекращением контакта, есть прекращение чувственных удовольствий.

Этот Благородный Восьмеричный Путь есть путь, ведущий к прекращению чувственных удовольствий, то есть, Правильный взгляд, Правильное намерение, Правильная речь, Правильное действие, Правильные средства к существованию, Правильное усилие, Правильная внимательность (осознанность), Правильная концентрация.

Когда, бхиккху, благородный ученик так понимает чувственные удовольствия, источник и происхождение чувственных удовольствий, многообразие чувственных удовольствий, результат чувственных удовольствий, прекращение чувственных удовольствий и путь, ведущий к прекращению чувственных удовольствий, он понимает эту проникающую духовную жизнь (т.е. праведную жизнь (брахмачария) в Дхамме) как прекращение чувственнных удовольствий.

Когда было сказано: ’Чувственные удовольствия должны быть поняты; источник и происхождение чувственных удовольствий должны быть поняты; многообразие чувственных удовольствий должно быть понято; результат чувственных удовольствий должен быть понят; прекращение чувственных удовольствий должно быть понято; путь, ведущий к прекращению чувственных удовольствий должен быть понят’, [то именно] по этой причине это было сказано.

(2) Когда было сказано: ’Ощущения должны быть поняты; источник и происхождение ощущений должны быть поняты; многообразие ощущений должно быть понято; результат ощущений должен быть понят; прекращение ощущений должно быть понято; путь, ведущий к прекращению ощущений должен быть понят’, по какой причине это было сказано?

Существуют, бхиккху, эти три [рода] ощущений: приятное ощущение, мучительное (неприятное, болезненное) ощущение и ни мучительное-ни-приятное (нейтральное) ощущение.

А что является источником и происхождением ощущений? Контакт является источником и происхождением ощущений.

А что является многообразием ощущений? Существует мирское приятное ощущение; существует немирское приятное ощущение; существует мирское мучительное ощущение; существует немирское мучительное ощущение; существует мирское ни-мучительное-ни-приятное ощущение; существует немирское ни-мучительное-ни-приятное ощущение. Это называется многообразием ощущений. (*Прим. русского переводчика: приятные и мучительные "немирские" ощущения связаны с достижениями или неудачами на Пути.)

А что является результатом ощущений? Некто, [стремясь к ощущениям], продуцирует индивидуальное существование, которое соответствует тому или иному [преобладающему ощущению], которое он испытывает и которое может быть следствием или заслуги, или не-заслуги. Это называется результатом ощущений.

А является прекращением ощущений? С прекращением контакта, есть прекращение ощущений.

Этот Благородный Восьмеричный Путь есть путь, ведущий к прекращению ощущений, то есть, Правильный взгляд, Правильное намерение, Правильная речь, Правильное действие, Правильные средства к существованию, Правильное усилие, Правильная внимательность, Правильная концентрация.

Когда, бхиккху, благородный ученик так понимает ощущение, источник и происхождение ощущений, многообразие ощущений, результат ощущений, прекращение ощущений и путь, ведущий к прекращению ощущений, он понимает эту проникающую духовную жизнь как прекращение ощущений.

Когда было сказано: ’Ощущения должны быть поняты; источник и происхождение ощущений должны быть поняты; многообразие ощущений должно быть понято; результат ощущений должен быть понят; прекращение ощущений должно быть понято; путь, ведущий к прекращению ощущений должен быть понят’, [то именно] по этой причине это было сказано.

(3) Когда было сказано: ’Восприятия должны быть поняты; источник и происхождение восприятий должны быть поняты; многообразие восприятий должно быть понято; результат восприятий должен быть понят; прекращение восприятий должно быть понято; путь, ведущий к прекращению восприятий должен быть понят’, по какой причине это было сказано?

Существуют, бхиккху, эти шесть [родов] восприятий: восприятие форм, восприятие звуков, восприятие запахов, восприятие вкусов, восприятие осязаемых объектов, восприятие ментальных феноменов.
А что является источником и происхождением восприятий? Контакт является источником и происхождением восприятий.

А что является многообразием восприятий? Восприятие форм есть одна вещь, восприятие запахов есть другая [вещь], восприятие звуков есть третья [вещь], восприятие вкусов есть четвертая [вещь], восприятие осязаемых объектов есть пятая [вещь], восприятие ментальных феноменов есть шестая [вещь]. Это называется многообразием восприятий.

А что является результатом восприятий? Я говорю, что восприятия имеют своим результатом выражение [личности] (* Прим. перев. т.е. выражение в разговоре, жесте, любой реакции на восприятие, etc.). Каким бы образом кто-нибудь ни воспринимал что-нибудь, так он и выражает себя, [говоря:] ’Я воспринимал так-то’. Это называется результатом восприятия.

А что является прекращением восприятий? С прекращением контакта, есть прекращение восприятий.

Этот Благородный Восьмеричный Путь есть путь, ведущий к прекращению восприятий, то есть, Правильный взгляд, Правильное намерение, Правильная речь, Правильное действие, Правильные средства к существованию, Правильное усилие, Правильная внимательность, Правильная концентрация.

Когда, бхиккху, благородный ученик так понимает восприятия, источник и происхождение восприятий, многообразие восприятий, результат восприятий, прекращение восприятий и путь, ведущий к прекращению восприятий, он понимает эту проникающую духовную жизнь как прекращение восприятий.

Когда было сказано: ’Восприятия должны быть поняты; источник и происхождение восприятий должны быть поняты; многообразие восприятий должно быть понято; результат восприятий должен быть понят; прекращение восприятий должно быть понято; путь, ведущий к прекращению восприятий должен быть понят’, [то именно] по этой причине это было сказано.

(4) Когда было сказано: ’Асавы (загрязняющие пятна) должны быть поняты; источник и происхождение асав должны быть поняты; многообразие асав должно быть понято; результат асав должен быть понят; прекращение асав должно быть понято; путь, ведущий к прекращению асав должен быть понят’, по какой причине это было сказано?

Существуют, бхиккху, эти три [рода] асав: асава чувственности, асава [вожделения вечного] существования, асава неведения.

А что является источником и происхождением асав? Неведение является источником и происхождением асав.

А что является многообразием асав? Существуют асавы, ведущие в ад; существуют асавы, ведущие в область животных; существуют асавы, ведущие в область страждущих духов; существуют асавы, ведущие в человеческий мир; существуют асавы, ведущие в мир девов (богов). Это называется многообразием асав.

А что является результатом асав? Некто, [пораженный асавами], погруженный в неведение, продуцирует соответствующее индивидуальное существование, которое может быть следствием или заслуги, или не-заслуги. Это называется результатом асав.

А что является прекращением асав? С прекращением неведения, есть прекращение асав.

Этот Благородный Восьмеричный Путь есть путь, ведущий к прекращению асав, то есть, Правильный взгляд, Правильное намерение, Правильная речь, Правильное действие, Правильные средства к существованию, Правильное усилие, Правильная внимательность, Правильная концентрация.
Когда, бхиккху, благородный ученик так понимает асавы, источник и происхождение асав, многообразие асав, результат асав, прекращение асав и путь, ведущий к прекращению асав, он понимает эту проникающую духовную жизнь как прекращение асав.

Когда было сказано: ’Асавы должны быть поняты; источник и происхождение асав должны быть поняты; многообразие асав должно быть понято; результат асав должен быть понят; прекращение асав должно быть понято; путь, ведущий к прекращению асав должен быть понят’, [то именно] по этой причине это было сказано.

(5) Когда было сказано: ’Камма должна быть понята; источник и происхождение каммы должны быть поняты; многообразие [видов] каммы должно быть понято; результат [действия] каммы должен быть понят; прекращение каммы должно быть понято; путь, ведущий к прекращению каммы должен быть понят’, по какой причине это было сказано?

Это воля, бхиккху, есть то, что я называю каммой. Ибо проявляя волю, [реализуя волю], некто действует телом, речью и разумом.

А что является источником и происхождением каммы? Контакт является источником и происхождением каммы.

А что является многообразием каммы? Существует камма, испытываемая в аду; существует камма, испытываемая в области животных; существует камма, испытываемая в области страждущих духов; существует камма, испытываемая в человеческом мире; существует камма, испытываемая в мире девов (богов). Это называется многообразием каммы.

А что является результатом каммы? Результат каммы, я говорю, троичен: [испытываемый] в этой самой [настоящей] жизни, или в [следующем] перерождении, или в каком-нибудь более отдаленном перерождении. Это называется результатом каммы.

А что, бхиккху, является прекращением каммы? С прекращением контакта, есть прекращение каммы.

Этот Благородный Восьмеричный Путь есть путь, ведущий к прекращению каммы, то есть, Правильный взгляд, Правильное намерение, Правильная речь, Правильное действие, Правильные средства к существованию, Правильное усилие, Правильная внимательность, Правильная концентрация.

Когда, бхиккху, благородный ученик так понимает камму, источник и происхождение каммы, многообразие каммы, результат каммы, прекращение каммы и путь, ведущий к прекращению каммы, он понимает эту проникающую духовную жизнь как прекращение каммы.

Когда было сказано: ’Камма должна быть понята; источник и происхождение каммы должны быть поняты; многообразие каммы должно быть понято; результат каммы должен быть понят; прекращение каммы должно быть понято; путь, ведущий к прекращению каммы должен быть понят’, [то именно] по этой причине это было сказано.

(6) Когда было сказано: ’Страдание должно быть понято; источник и происхождение страдания должны быть поняты; многообразие страдания должно быть понято; результат страдания должен быть понят; прекращение страдания должно быть понято; путь, ведущий к прекращению страдания должен быть понят’, по какой причине это было сказано?

Рождение есть страдание; старение (старость) есть страдание; болезнь есть страдание; смерть есть страдание; печаль, жалобы, боль, уныние (отчаяние) и мука есть страдание; не получить желаемого есть страдание; вкратце, пять агрегатов (одна материальная и четыре ментальных "совокупности" живых существ, кхандха), подверженных цеплянию, являются страданием.

А что является источником и происхождением страдания? Жажда является источником и происхождением страдания.

А что является многообразием страдания? Существует крайнее страдание; существует легкое страдание; существует страдание, которое исчезает медленно; существует страдание, которое исчезает быстро. Это называется многообразием страдания.

А что является результатом страдания? Здесь, некто, побежденный страданием, с разумом, охваченным страданием, печалится, изнемогает и сокрушается; он плачет, бьет себя в грудь и приходит в смятение. Или, побежденный страданием, с разумом, охваченным страданием, он пускается во внешние поиски, [ища спасения вне себя], говоря: ’Кто знает [какое-нибудь] одно или два слова (мантра) для чтобы положить конец этому страданию?’ Страдание, я говорю, имеет своим результатом или смятение, или [внешние] поиски. Это называется результатом страдания.

А что является прекращением страдания? С прекращением жажды, есть прекращение страдания.

Этот Благородный Восьмеричный Путь есть путь, ведущий к прекращению страдания, то есть, Правильный взгляд, Правильное намерение, Правильная речь, Правильное действие, Правильные средства к существованию, Правильное усилие, Правильная внимательность, Правильная концентрация.

Когда, бхиккху, благородный ученик так понимает страдание, источник и происхождение страдания, многообразие страдания, результат страдания, прекращение страдания и путь, ведущий к прекращению страдания, он понимает эту проникающую духовную жизнь как прекращение страдания.

Когда было сказано: ’Страдание должно быть понято; источник и происхождение страдания должны быть поняты; многообразие страдания должно быть понято; результат страдания должен быть понят; прекращение страдания должно быть понято; путь, ведущий к прекращению страдания должен быть понят’, [то именно] по этой причине это было сказано.

Это, бхиккху, есть это проникающее изложение Дхаммы".
From:
Anonymous( )Anonymous This account has disabled anonymous posting.
OpenID( )OpenID You can comment on this post while signed in with an account from many other sites, once you have confirmed your email address. Sign in using OpenID.
User
Account name:
Password:
If you don't have an account you can create one now.
Subject:
HTML doesn't work in the subject.

Message:

 
Notice: This account is set to log the IP addresses of everyone who comments.
Links will be displayed as unclickable URLs to help prevent spam.

Профиль

verbarium: (Default)
verbarium

April 2017

S M T W T F S
      1
23456 78
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Sep. 20th, 2017 02:39 pm
Powered by Dreamwidth Studios